уборка мусора Экология жизни

Горный Алтай. Убираем природу Алтая от мусора

Доброго времени суток, дорогие читатели Зеленой Планеты. С вами Наталия Любимова, и сегодня я расскажу вам про свою поездку в Горный Алтай чистить природу от мусора. Усаживайтесь по-удобней – читайте с удовольствием.

Я мечтала поехать в Горный Алтай. Я много думала про Гиперборею, про седобородых хранителей Земли, в развевающихся мантиях, про истинные знания. И все это хранилище мудрости звало меня, как будто мне необходимо было быть там. И это были пространства России – Алтай, Байкал, Сибирь..

Запишись на Курс 12 сфер по планированию жизни

Я не знала, как все сложится, просто в принятии и доверии мысленно говорила “Да, я приеду”. Весной я увидела обьявление “нужны волонтеры убирать лес на Алтае”. И сразу поняла, это для меня. И хотя группа была уже набрана, но кто-то не смог, мне ответили “вы как раз вовремя!”.

И вот я в Горно-Алтайске, выхожу из крошечного аэропорта, все по-домашнему как-то вокруг, вокруг пригорки, много зеленого цвета. Обожаю провинциальные городки, маленькие и уютные. Я погуляла по центру, он такой неторопливый, простой, понятный. И словно немного родом из прошлого. Какие-то очень советские вывески, памятники, девятиэтажные кирпичные дома. Я спряталась от дождя в музее, прогулялась по нему, почитала про Чуйский тракт, посмотрела работы художников об Алтае. Зашла здесь же в кафе Музей, съела наверное самый вкусный борщ и выпила травяного чая.

И после музея пошла на гору Курая, она находится в центре города, и на нее можно совершить некое восхождение. Всегда в новом месте мы семьей идем на ближайшую гору или холм, или на омовение в источнике или чем-то водном. Вот и здесь, я увидела в центре милый родничок, к которому выстроилась очередь мужчин с большими баллонами. Родничок в самом центре, и местные наливают здесь горную воду домой. Я попросила у родничка благословение на путь, умылась и выпила воды. А после чего пошла на гору.

Сначала по каменистой лесенке взобралась до беседки с восхитительным видом на Горно-Алтайск. А после пошла на вершину. По дороге общалась с духами Алтая, и благодарила за доверие, за возможность приехать не просто так, а убирать святые природные места. Это такая честь и счастье для меня. Горно-Алтайск для меня ощущался, как некими вратами туда, в сакральную часть. Я словно перезагружалась в нем с Москвы на Горный Алтай. Перестраивалась изнутри. Отдыхала после перелета в уюте и заботе.

Горно-Алтайск с высоты птичьего полета

Горно-Алтайск

Вообще путешествие по России ощущалось очень легко, я словно была в своем доме, просто перешла из одной комнаты в другую. И в этом другом, и даже новом для меня пространстве, было как-будто все знакомо и понятно. И очень уютно.

Я и Горно-Алтайск

Горный Алтай. Семинский перевал.

Утром я поехала в сторону аэропорта, где меня захватила газель с ребятами. Почти все ребята с нашей группы были с Барнаула, и они все оказались чудесными. У меня в Барнауле теперь появились друзья! Мы сразу оказались на одной волне – любители природы, экологичного образа жизни, рьяные сортировщики мусора и прочее.

Первая точка нашего сбора была Семинский перевал, там мы поселились на турбазу Динамо и встретились с Алтайской компанией Чистый Алтай, для совместной уборки в кедраче. Там мы вооружились щипцами для сбора мусора и мешками и погрузились в кедровый лес, каждый со своей медитацией. Мы просто разбрелись каждый по своему пути, шли и убирали пластик.

Конечно, это были невероятные ощущения. Горный Алтай. Лес. Кедры. Ты идешь сам с собой по кедрачу, заглядываешь под каждое деревце. Углубляясь вглубь. Натыкаешься на древние скальники – сколько им лет, как они возникли? Идешь молча, иногда напевая, иногда в молитве. Периодически подкладывая под деревья кусочки шоколадки в подарок духам леса. И беспрестанно благодаря Алтай за приглашение, и за такую трепетную честь – убираться в этих сакральных краях.

Удивительно, что в простом варианте, если приехать сюда, как турист, но конечно я бы не пошла в дебри кедрового леса на Семинском перевале. Тут нет туристических точек. На перевале останавливаются лишь отдохнуть и покушать. Зимой горнолыжка. И это все в стороне от кедрача.

В кедраче много пластика залетает с Чуйского тракта. А еще охотники за кедровыми орешками оставляют в лесу бутылки, банки, пакеты после своей деятельности.

Мне встречались кедры с гвоздями в стволах, собиратели орешек делают таким образом свои лагеря. Грустно.

Вообще удивительно было ходить одному в лесу. В какой-то момент мы даже потерялись, но потом нашлись. Везде на полянках цвели и радовали взгляд анютины глазки, незабудки. Удивительно вдохновляли огоньки – оранжевые многослойные цветочки, которые занесены в красную книгу.

На скальниках рос бадан, и можно было запастись уже сушеным баданом для вечернего чая. Вообще тема травок была тоже одной из популярных. Все в нашей группе были с термосами, все собирали травки, чтобы вечером их заварить. Чабрец, бадан, мята и разные другие травки мы находили. Ребята с Барнаула были знатными знатоками трав, они знали все названия, понимали – кто перед ними, что можно добавить в чай, а что нет. Я до сих пор в восторге от них!

Горный Алтай

На Семинском перевале мы собрали очень много мусора. Вместе с алтайцами мы поработали очень успешно. А вечером пили травяной чай за костром. И делились впечатлениями.

Вообще все разговоры наши были сплошь и рядом про экологию. Мы все сортировали мусор, делились своими наработками в этом направлении, как мы сами живем и создаем экологически истории в быту.

Да, посреди дня мы поучаствовали в эко-форуме, который проходил на Семинском перевале. Наша группа Чистая природа, алтайцы Чистый Алтай – они очищают скалы от надписей, эко компания Медведь – ребята, которые пытаются решить проблему утилизации мусора на Алтае, и ребята, которые занимаются снежными барсами. Мы менялись опытом, делились мнениями, и активно обсуждали важные для нас темы. Это было мощно!

Переезжаем в Акташ. Улаганский перевал и другое волшебство.

Акташ (в переводе “белый камень!) — село в Улаганском районе Алтая. Расположено на южном склоне Курайского хребта. Село находится на 788 км Чуйского тракта. У меня очень много фотографий и видео Чуйского тракта, потому что мне повезло сидеть прямо с водителем, и на протяжении всей нашей поездки я созерцала красоту, которая открывалась по обе стороны от дороги. Чуйский тракт считается самой живописной трассой мира, и не даром. Столько красоты я увидела в эти дни!

Чуйский тракт

С Семинского перевала ехать до Акташа три часа, мы выехали в 9 утра, но приехали на турбазу в 9 вечера. Почему? По дороге мы заезжали в несколько мест, где нас ждала уборка.

Везде здесь росла полынь, и воздух был пронизан этим ароматом. Мы собирали мусор, а полынь нас вдохновляла своим волшебным присутствием.

Собрала полыни

Другое место уборки было в огромной долине, которая была окружена заснеженными вершинами, в ней журчали ручьи и росли низкорослые кустарники, кое где стояли одинокие сосны.

Там мы остановились на несколько минут проверить, как поживает место после глобальной уборки здесь два года назад. В результате, мы там остались на пару-тройку часов, разбрелись по долине, очищали ручей, набрали большое количество пластика.

Вдали видны ледники Алтая

Моя любимая фотография

Потом мы брали небольшой лиственный лесок возле реки Чуя.

Еще мы убрались у памятника Кольки Снегирева, это достаточно туристическое место, поэтому мусора там было предостаточно, Там мы встретили закат. И уже в темноте приехали на турбазу Чуйская долина в Акташе.Очень уставшие мы заселились в уютные домики, и даже собрались попить чай. Усталые и очень довольные своей деятельностью мы легли спать.

Алтай. Улаганский перевел.

На утро мы поехали в сторону Улаганского перевала, проехали врата по пути, полюбовались на озера. На перевале мы остановились на уборку.

Удивительные места – перевалы. Это места- междумирье. Здесь духи словно стоят на страже, пропуская или нет то или иное. Алтайцы говорят, что перевалы – это место покоя, место тишины. Здесь не желательно громко разговаривать, а лучше вообще молчать. Не нужно здесь кушать, а тем более потреблять алкоголь. В целом, это такие пространства, где энергия междумирья очень тонкая, здесь духи на расстоянии протянутой руки – они рядом, касаются тебя своими невидимыми структурами, слушают тебя и видят твои намерения.

Здесь, на перевалах, люди приезжают со своими мечтами, горестями и радостями, передают молитвы духам предков и гор Алтая, и вешают на деревья голубые, белые или желтые ленточки.

Поэтому на Улаганском перевале все деревья увешаны лентами, но и не только, чего там только нет. Влажные салфетки, шнурки, бумажки, маски (привет времена пандемии). Видно, что под руку попадалось, то и вешали. По ощущением, не сильно уважительно это все к природе и к этому священному пространству.

Хотелось все это убрать, но мы не стали, решили не вмешиваться именно в традицию, и очищали лишь то, что было лишнее на земле – мусор и пластик. На перевале было достаточно чисто внешне, нам рассказали, что не так давно убирались здесь тоже добровольцы. Но собрали мы все-равно там достаточно мешков, много бутылок вокруг дороги, окурков, пластика и влажных салфеток. После Улаганского перевала мы убрались на озере Чейбеккель. Нашли там несколько шин и кинескоп.

Возле озера Чейбеккель (фото нашего фотографа Кости)

После мы отправились на Марс. Это красно-оранжевые горы в районе Акташа. Выглядит пространство пустынно, красный цвет дает фантастическое ощущение внеземного пространство.

Мы погуляли по горам. И вместе с смотрителями этого места отправились по бездорожью в большую долину окрестностей Марса. Там нас ждал сюрприз – большое количество мусора на каждый квадратный метр. Мы очищали можжевельник и берег небольшой речушки, где просто собиралось несколько мешков, стоя на одном месте.

Проблема здесь была в местной свалке, находящейся с другой стороны холмов, куда свозится мусор и никак не утилизируется. Самый максимум, что делается, пластик пытаются сжечь. И мусор постепенно просто разлетается по сторонам света. Было ощущение здесь, что мы делаем какую-то бесполезную работу, как будто без решения вопроса утилизации мусора – все так и будет идти в круговороте.

Но чистый можжевельник и речушка, в конце нашей работы, как будто сказали нам тихонько “Благодарим” и сердце наполнилось смирением. Будем делать, что можем на данный момент. И давать внимание тому, что есть, не оценивая. После столько неравнодушных людей, с экологическим мышлением, которых я встретила на Алтае, ты понимаешь, что мир в любом случае меняется. И в ближайшие годы, а то и месяцы, все вопросы очищения природы от мусора, утилизации будут решены. Пришла эта очень яркая уверенность.

Зеленые человечки и природа Алтая

Это был наш последний день в Горном Алтае. Утром мы загрузились в свой автобус и поехали в сторону Барнаула, а я вышла в Горно-Алтайске, посколько у меня самолет до Москвы был именно оттуда.

Хотела еще успеть погулять по Горно-Алтайску, но увы. Выехали из Акташа мы в 10 утра, а приехали в Горный в 7 вечера. Мы заехали на водопад Девичьи слезы. Заезжали на Семинский перевал, на нашу турбазу Динамо. Там нас вкуснейше покормили, мы сделали прощальный круг вокруг костра, записывали общее видео, менялись контактами. Ходили к местному древнему кедру, который местные люди называют “осьминог” из-за ветвей словно в торсионном движении. В дороге провели весь день. И вечером я уже сидела в отеле в Горном, уже с интернетом, и переписывалась со своими близкими.

Утром меня ждал самолет до Москвы компанией Аэрофлот. Верней он меня совсем не ждал, и даже опаздывал на полтора часа. Аэропорт в Горном совершенно крошечный, два этажа, внизу три стойки регистрации и несколько кафе и магазинчиков. В ожидании я купила то, что хотела, но не успела в поездке. Мумие, живицу, чаек. Погуляла возле аэропорта. Обратно. И уже думала, может самолет отменят и мне надо остаться еще на Алтае, потому что какой-то самолет как раз отменили. Но наш все-таки прилетел и отвез меня в Москву.

Я понимаю, что теперь я попала в секту – влюбленных в Алтай людей!  И еще в секту “путешествий со смыслом” – поехать куда-то не просто так, как турист, а с целью очистить природу – это невероятно ценно. Благодарю эко-компанию Чистая природа за возможности. С уважением, автор блога  Зеленая Планета – Наталия Любимова.

(впервые статья была опубликована на нашем семейном блоге Жизнь с мечтой в статье про Алтай)